Психологическая служба

Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.

Решение острых проблем обычно ищут за круглым столом.

А.В. Иванов

Ребёнок большую часть времени проводит в школе и учится здесь строить отношения с другими. Нередко в школьной среде возникают конфликты (отсутствие согласия между двумя или более сторонами). В школе, как и в обществе в целом они были, есть и будут. Сам конфликт может быть и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений. Порой взрослые втягиваются в конфликт и не могут помочь детям его разрешить. В связи с этим появляется необходимость искать способы воздействия и нестандартного взаимодействия с учениками, чтобы минимизировать споры, конфликты и их негативные последствия и создать в школе благоприятную, комфортную для учащихся, родителей и педагогов среду.

Когда случаются конфликты, разрушаются отношения, совершаются правонарушения. Если люди в таких случаях не способны к взаимопониманию, не способны совладать с эмоциями, услышать других, они пытаются решить проблему через угрозы, бойкоты, манипуляции, силовые методы. Но есть другой путь, в основе которого лежит ценность построения конструктивных отношений и умение договориться в сложных условиях.

Центр «Судебно – правовая реформа» с 2000 года создаёт в России школьные службы примирения - российскую модель школьной медиации, цель которой – способствовать развитию в школьном сообществе способности к взаимопониманию, мирному разрешению споров и конфликтов и закреплению этого как культурной традиции.

В нашей школе с 2013 г. при поддержке и помощи директора школы Кондратенко Веры Даниловны и Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав района Дорогомилово работает Школьная службы примирения или служба школьной медиации. Представителем данной службы в нашей школе на данный момент является заместитель директора по воспитательной работе Пущён Елена Олеговна. В службе примирения медиатор (нейтральный посредник) помогает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно договориться о взаимоприемлемом способе выхода из конфликта.

Такой демократический институт как медиация широко распространен в странах с высокой правовой культурой и применяется во всех сферах жизни общества. Развитие школьных служб примирения способствует развитию и гражданского общества и гражданского самосознания детей и развивает навыки конструктивного общения в ученическом сообществе. За счет функционирования в школе данной службы сокращается количество конфликтных ситуаций, сокращается количество правонарушений, создаются условия, обеспечивающие открытость и доступность деятельности школы и т. д.

Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются.

Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» раскрывает понятия, как медиатор, медиативное соглашение, процедура медиации.

Что представляет собой служба школьной медиации?

Медиатор организует содействие конфликтующих сторон, участвующих на добровольной основе в процессе поиска взаимоприемлемого решения, которое удовлетворит впоследствии их интересы и потребности.

Медиатор, медиаторы — независимое физическое лицо, или лица, привлекаемые сторонами в качестве посредников в урегулировании спора для содействия в выработке сторонами решения по существу спора. В случае возникновения конфликта и желания решить его с помощью медиации, учитель, родители или ученики могут обратиться за помощью к медиатору.

Процедура медиации — способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения. Медиатор беседует поочерёдно с обеими сторонами, для создания основы для диалога со сторонами, понимания ситуации, поиска вариантов выхода и подготовке обеих сторон к общей встрече.

Медиативное соглашение — соглашение, достигнутое сторонами в результате применения процедуры медиации к спору или спорам, к отдельным разногласиям по спору и заключенное в письменной форме. Медиатор предлагает сторонам рассказать свою версию случившегося и его последствия, высказать свое отношение к услышанному, старается поддержать диалог между сторонами по поводу ситуации и ее последствий. На этой встрече медиатор помогает прийти к пониманию и признанию последствий конфликтной ситуации, поддержать извинения и старается инициировать поиск вариантов решений и анализ предложений. Участники обсуждают взаимоприемлемые варианты разрешения ситуации. В заключении обсуждается:

  • что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию;
  • что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось;
  • как удобнее для сторон конфликта зафиксировать достигнутые результаты и договоренности (письменно или устно).

Школьная службы примирения, на наш взгляд, является одним из наиболее эффективных инструментов урегулирования школьных конфликтов. Медиация может проводиться как индивидуально с отдельными участниками конфликта, так и с классом в целом.

В случае необходимости все участники образовательного процесса (родители, педагоги, учащиеся) могут обращаться за помощью в школьную службу примирения самостоятельно (обратившись к школьному педагогу - психологу), через классного руководителя или заместителя директора по воспитательной работе.

Все взрослые хотят видеть своих детей успешными, самостоятельными и счастливыми. Хотят, чтобы дети, избежали войн и насилия, чувствовали себя в безопасности, жили в творчестве и созидании. Но жизнь не возможна без конфликтов. Поэтому важно научить детей мирному и цивилизованному разрешению споров.