Ученица 11-го класса школы № 56 имени академика В. А. Легасова Арина Кондакова на практикуме по физике с помощью специального прибора провела опыт по определению постоянной Планка — это поможет ей лучше понять, что такое фотоэффект, и успешно решить задание на ЕГЭ на эту тему / Фото: Александр Кочубей / Вечерняя Москва
1 февраля в московских школах стартовала подготовка к Единому госэкзамену. «Вечерняя Москва» побывала на занятиях 11-х классов и узнала, как город помогает ученикам достигать успеха.
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) — серьезное испытание для каждого школьника. Ведь от его результатов зависит, сможет ли выпускник поступить в университет мечты, получить профессию и в будущем заниматься любимым делом.
Чтобы процесс подготовки к итоговому экзамену стал более эффективен, в прошлом учебном году в школах Москвы впервые проводились специальные практикумы.
Суть нововведения состоит в том, что до февраля ученики 11-х классов изучают основную школьную программу, а уже во втором полугодии распределяются на небольшие группы по тем предметам, которые они будут сдавать на ЕГЭ.
— Так гораздо удобнее и самим ребятам, и педагогам, — считает директор школы № 56 имени академика В. А. Легасова Жанна Садовникова. — Ведь кому-то не нужна для поступления физика, зато требуется углубленная подготовка по химии и литературе. В итоге в небольших группах занимаются ученики, которые мотивированы сдать конкретный выбранный предмет на высокий балл.
Жанна Садовникова также отметила, что ведут занятия учителя, выпускники которых каждый год демонстрируют высокие результаты на ЕГЭ и поступают в ведущие вузы страны. Кроме того, педагоги перед началом учебного года прошли дополнительную подготовку и регулярно повышают свою квалификацию.
Пилотный проект в прошлом году показал хорошие результаты — количество 100-балльников выросло, а количество ребят, плохо сдавших экзамены, заметно сократилось.
— Поэтому с этого года было увеличено число школ в проекте. Теперь их 450, — сообщили в Комплексе социального развития Москвы.
Второй год подряд формат практикумов реализуется в школе № 56. 1 февраля в 11-х классах там прошли первые в этом учебном году занятия в небольших группах. Ребята изучали химию, физику и математику.
— Сегодня мы будем изучать постоянную Планка и проводить эксперимент по получению ее числового значения, — рассказывает учитель физики Сергей Малов, обращаясь к школьникам. — А затем будем разбирать типовые задачи ЕГЭ и отрабатывать их решение.
Объяснив ученикам теорию, педагог перешел к практике. Сергей Малов вызвал к доске 11-классницу Арину Кондакову, вместе с которой с помощью специального прибора провел опыт по определению постоянной Планка. Для этого нужно зафиксировать запирающее напряжение для различных частот и длин волн.
— Первая длина волны, которую будем использовать, — светофильтр 635 нанометров, — поясняет педагог.
Задача Арины — отрегулировать ток цепи так, чтобы он был равен нулю. С этим она справляется на «отлично».
— Этот опыт помогает лучше разобраться и наглядно увидеть, что такое фотоэффект, почему он происходит, и экспериментально изучить формулу, которая была предложена Эйнштейном для объяснения фотоэлектрического эффекта, — пояснил учитель физики.
Арина Кондакова будет сдавать ЕГЭ по физике, информатике и профильной математике, а в будущем планирует связать свою жизнь с наукой. Любовь к физике у Арины особенная, ведь ее дедушка раньше преподавал этот предмет.
— Практикумы — отличная идея, — считает школьница. — Мы уже в том возрасте, когда можем делать осознанный выбор профессии, в которой хотим развиваться дальше. А углубленное изучение предметов, которые я сдаю на ЕГЭ, уверена, поможет мне лучше подготовиться и сдать экзамены на более высокий балл.
В соседнем кабинете учащиеся ставят химические опыты. Учитель Ольга Александрова второй год ведет практикумы для 11-х классов.
— Результаты моих выпускников после внедрения нового формата обучения значительно выросли. А это главный показатель эффективности формата подготовки, — рассказала она.
Мария Гужева будет сдавать ЕГЭ по химии и биологии. Девушка хочет поступить в Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова.
— Мне нравится педиатрия, а если конкретнее, то детская нейрохирургия, — поделилась школьница.
Вместе с другими ребятами в ее небольшой группе на первом практикуме она исследовала гидролиз, определяла среду в растворах веществ.
— Это как раз одно из заданий на ЕГЭ, — пояснила она. — Теперь мне будет проще его выполнить на экзамене.
Такой формат подготовки к ЕГЭ — это один из немногих проектов, который поддержали все участники процесса — и родители, и дети, и учителя. А реальным опытом с «ВМ» поделился студент юридического факультета МГУ им. Ломоносова Булат Саляхов, который окончил 56-ю школу в прошлом году.
— Результат я увидел уже в апреле на втором пробном экзамене, — рассказал он. — По сравнению с пробником в декабре я смог решить гораздо больше заданий. А на итоговой аттестации написал еще лучше, благодаря чему поступил в престижный университет.
7 во столько раз по итогам 2023 года выросла доля учеников, получивших 100 баллов на ЕГЭ по физике. Этого удалось добиться благодаря практикумам.
Анастасия Ракова заместитель мэра Москвы по вопросам социального развития:
— Для наших одиннадцатиклассников стартует ключевой этап подготовки к Единому государственному экзамену — практикумы. Это важная часть нашего проекта, направленного на успешную подготовку к выпускным экзаменам. Главная «фишка» этого учебного года — разделение ребят на три группы в зависимости от их притязаний на результаты экзаменов. Это позволит учителям уделить больше внимания каждому ученику. Мы всегда стараемся обеспечить равные возможности для всех школьников города.